Индекс цитирования.
Добро пожаловать! При использовании материалов блога ссылка на источник обязательна!

четверг, 27 апреля 2017 г.

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (с. Новая Чигла)

      В первой половине сентября 1995 года газета «Заря» опубликовала статью, в которой автор просил рассказать о Покровской церкви села Новая Чигла. Название ее происходит от известного православного праздника Покрова святой Богородицы.
       После основания Новой Чиглы в 1740 году была построена небольшая деревянная церковь, вокруг которой стали хоронить людей. Ныне на месте захоронения далеких предков установлен крест. Сделана ограда и надпись: «Вечная память нашим далеким предкам, положившим начало селу Новая Чигла».

       Население Новой Чиглы росло. Если в 1740 году было 797 человек, то в 1812 проживало 6103 человека. Возникла необходимость строительства большой церкви, которая могла бы удовлетворить духовные потребности православных христиан того времени.
        Было определено место: недалеко от поворота реки на юг, на ее правом берегу. Строилась она с 1812 по 1819 годы на средства потомков графа Кушелева - Безбородко (помещики, владевшие Новой Чиглой), пожертвований мирян, с помощью казны. В качестве строительных рабочих привлекались крепостные крестьяне.
       Кирпич для церкви изготавливался их местных глин, обладавших хорошими строительными качествами. Ее основательно месили, затем помещали в ямы, стены и дно которых были обшиты досками. Здесь она выдерживалась. Когда глина набирала силу, приступали к изготовлению кирпича. Происходило это так. Брали глину, помещали ее в изготовленную форму, а затем пятками уплотняли и уминали. Так делался «пяточный» кирпич.
       Это был тяжелый, изнурительный труд крепостных работников. Тот кирпич был больше по своим размерам, толще, шире и необыкновенной прочности. И поныне можно видеть его на разрушенной церкви. Пролежав несколько лет в воде, он не размокал, сохранял свою крепость.
       Первого октября 1819 года в день Покрова состоялось торжественное богослужение по случаю завершения строительства церкви в Новой Чигле. В день ее открытия она была освящена и ей присвоено имя покрова. с этого времени церковь стала называться Покровской, а сам праздник в Новой Чигле стал престольным, то есть главным, наиболее торжественным, почитаемым.
       На фотографии 1910 года изображена Покровская церковь во всем величии и красоте. Вокруг была изгородь, сложенная из кирпича, верх которой покрывало железо. Недалеко от нее находились волостное правление и церковно – приходская школа.
       С юго – западной стороны были главные ворота и две калитки, через которые можно было пройти за изгородь церкви и оказаться непосредственно перед входом в храм. Входящий с правой стороны видел церковную караулку, в которой находились сторож и звонарь. В это здание нередко заходили священнослужители церкви, участники церковного хора, другие лица, связанные со службой в храме. Это здание одно из старейших в селе. Оно было построено во втором десятилетии девятнадцатого века.
       Не так давно нашлись «предприниматели» из Таловой, которые в угоду своим делам сломали часть этого здания и увезли в райцентр. Место разлома здания не заделано и напоминает нам о «преобразованиях» наших дней.
       Внутри изгороди было много мраморных памятников разных цветов, стоявших на могилах. Хоронили здесь знатных людей: священнослужителей, купцов, мещан. Сооружались и склепы, в которых хоронили наиболее богатых и влиятельных особ.
       Могилы и памятники находились в хорошем состоянии. Но в 1937 году был совершен чудовищный вандализм: памятники и склепы разрушили, а их материалом (мрамор, камень) выстелили дорогу от Анучина до Смирнова моста.
       Вокруг церкви росли березы, липы, тополя, плодовые деревья. На главных воротах находилась икона Божьей Матери с младенцем. Зажигалась лампада.
       За ними величественно возвышалась громада колокольни. На первом ее ярусе висел большой колокол весом в 361 пуд 12 фунтов (больше шести тонн). Нередко ударами в большой колокол приглашались миряне на молебны в праздники. В зимнюю пору во время большой стужи или вьюги были слышны звоны большого колокола. Путники шли и ехали на эти звуки, чтобы укрыться от непогоды в селе.
       Давно я слышал от старых людей, как был поднят и установлен этот колокол на место. Насколько верен сей рассказ, не берусь судить. Собрали людей, стали его поднимать на колокольню. Но дотащили до половины высоты, а дальше – словно не пускает кто. И так, и эдак, а колокол на месте.
       - Мужики, - сказал кто – то, - среди нас есть такие, которые много грешат, а потому это святое дело мы не можем совершить.
       И тогда из толпы крикнули: «Снохачи, прочь, отойдите!» Те, опустив голову, не глядя на людей, отошли в сторону. Опять приступили к поднятию колокола. «Пошел, пошел, родимый!» - закричали в толпе.
       Заканчивалась колокольня куполом, покрытым толстым железом. На нем был установлен большой крест, видный на значительном расстоянии.
       Перед входом в церковь находилась паперть (крыльцо, притвор), где стояли и сидели нищие, калеки, просившие подаяние. Нищих было много после первой мировой и гражданской войн, разоривших страну, а также неурожайного 1921 года.
       Над входными дверями в церковь находилась большая картина с изображением  ада. На ней были нарисованы черти с рогами и хвостами, котлы с кипящей водой, в которой корчились грешники. При входе в храм поражали его размеры, величие больших и высоких колонн, служивших мощной опорой для всего сооружения.
       На внутренней части стен висели многочисленные иконы, были нарисованы картины из истории православного христианства. Аналогично были расписаны и колонны. Все это давало возможность мирянам иметь наглядное представление о сотворении Всемогущим мира, о Христе, деяниях святых, православии.
       Внутреннее оформление храма было очень богатым и содержательным. Старые люди рассказывали, что храм расписывали владимирские богомазы, они же писали и иконы.
       В церкви было три алтаря: главный, Георгия Победоносца, и Николая – угодника. В главном (большом) отправлялись службы по особо чтимым праздникам, в малых алтарях служба велась в будничные, обычные дни. Во время особо чтимых праздников в храме зажигалось много свечей, а в настоящей (широкая часть храма с большими окнами) висела люстра, где горело 500 свечей.
       На внутренней стороне большого купола богомазами были изображены Бог – отец, Иисус Христос, Богоматерь, ангелы, архангелы. Все они как бы парили в воздухе и с высоты смотрели вниз на людей, находившихся в храме.
       Богато был оформлен амвон (возвышенное место в храме перед так называемыми царскими воротами). С амвона священнослужители читали Евангелие, произносили проповеди, обращенные к мирянам. Имелся и клирос (место для церковного хор).по праздникам хористы исполняли песнопения церковного содержания.
       В алтаре (части храма)были окна, обращенные на восток.. Стекла в них были разноцветными. При восходе солнца через эти окна проникал свет всех цветов радуги, что создавало особую торжественность , красоту видения.
       Алтарь от остальной части храма отделялся высоким иконостасом. Тут хранились Библия, Евангелие, Псалтырь, Святцы, чаши для причащения, кресты (золотой, серебряный). Иконы в алтаре были в золотом и серебряном обрамлении. Здесь же находились богатые облачения священнослужителей для праздничных и торжественных богослужений. В алтаре было много и других предметов, связанных непосредственно с отправлением службы в православном храме. Тут же хранилось летопись Покровской церкви. В ней записывались основные события, связанные с жизнью селян и храма.
       Широкий купол настоящей был покрыт железом. На его вершине строители установили большой крест. Таким образом на Покровской церкви имелось два креста: один на колокольне, другой – на куполе настоящей.
       Невозможно без возмущения вспоминать о том, что произошло с Покровской церковью. В 1936 году с куполов храма сняли кресты, с колокольни сбросили колокола, разбили и увезли на переплавку. Золотые и серебряные кресты, чаши, другая ценная утварь исчезли из храма. Богатое украшение икон, иконостаса были содраны и куда – то отправлены. По решению совнаркома РСФСР церковь в 1937 году стали ломать, а кирпичи использовать для строительства здания средней школы. Население использовало кирпич храма для своих личных нужд.
       Так, некогда величественное здание храма осквернили, разломали и растащили. И теперь остатки этого прекрасного сооружения являются наглядным позором содеянного.

А. Лукьянов,
директор Новочигольского народного музея.
Заря. - 1995. – 11 января. – С.2

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваше мнение...